Шаг вперёд. VI Всероссийский Конгресс пациентов.

12-13 ноября 2015 года в Москве состоялся VI Всероссийский Конгресс пациентов. Важность,  результативность, масштабность - вот три основных определения этого во всех смыслах значимого мероприятия, основная часть которого прошла в Международном информационном агентстве «Россия сегодня».

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, члены Федерального собрания и депутаты Государственной Думы, а также представители  международных и российских организаций пациентов и специалистов здравоохранения – таков обширный перечень участвующих в конгрессе в 2015 году. Это: 52 региона России, 487 участников, из которых 389 НКО и международные участники.

Самым насыщенным днём конгресса по количеству различных мероприятий и обсуждаемых тем стало 12 ноября. Этот день вместил в себя: процедуру открытия с яркими выступлениями почётных гостей; эмоциональный по своему накалу брифинг по проблемам доступности и качества медицинской помощи, в котором у людей была возможность не только получить прямые ответы от властей, но и всю возможную помощь в решении их вопросов; две панельные дискуссии по импортозамещению в сфере здравоохранения и льготного лекарственного обеспечения в РФ, в ходе которых был подписан очень существенный меморандум «о взаимопонимании» с Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM); три круглых стола по правам пациентов, развитию системы паллиативной помощи и проблемам обеспечения лекарственными препаратами орфанных пациентов, включившие в себя множество направлений; модуль по лучшим практикам деятельности пациентских НКО. Все эти мероприятия завершились уже поздним вечером подведением итогов конгресса и принятием резолюции. Конструктивная дискуссия, обмен мнениями, нахождения совместных путей решения тех или иных вопросов, укрепление обратной связи между всеми присутствующими группами, а не простое «сотрясание воздуха» - отличительная черта ежегодного Всероссийского конгресса пациентов.

А уже 13 ноября, в гостинице «Измайлово» (г. Москва) весь день проходили тренинги по организации общественного контроля в сфере здравоохранения на региональном и федеральном уровне. В частности, речь шла о методах оценки качества оказания медицинской помощи и методах сбора и обработки информации о качестве оказания медицинской помощи населению РФ. Тренинги высоко оценены участниками не только  по организации  и форме подачи материала, но и по бесценностью самой информации, подаваемой «без лишней воды». 

С каждым годом Всероссийский конгресс пациентов планомерно продолжает расширять свои границы, привлекая всё большее количество сторонников. С начала первого конгресса, прошедшего в 2010 году и поддерживаемого только Министерством здравоохранения РФ, существенно  увеличилась государственная поддержка и аудитория мероприятия. Колоссальную значимость играет неукоснительно растущая гражданская активность. Заполнение регистрационных карт началось в этом году за 4 месяца до VI Всероссийского конгресса пациентов. В течении этого времени было зарегистрировано более 600 заявок. Хотя за все предыдущие 5 лет посещения конгресса не набиралось более трёхсот. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что на сегодняшний день, пациентские организации представленные на конгрессе – это уже 52 региона, крупнейшие пациентские ассоциации в РФ – 12, а так же 19 фармацевтических компаний, которые сделали всё возможное для того, чтобы очередной конгресс состоялся.

Впервые, в лице представителя Департамента по защите прав человека в сфере здравоохранения, на VI Всероссийском конгрессе пациентов представлен институт Уполномоченного по правам человека в РФ. Большим плюсом явилось и присутствие представителя Федерального Фонда ОМС, ведь исходя из опросов: только 8% граждан обращаются в Территориальный Фонд ОМС по какой-либо проблеме денежного обеспечения в рамках общего медицинского страхования. Остальные сразу же направляются в Министерство здравоохранения, увеличивая тем самым время на обработку иных, не менее значимых обращений. Увеличивается интерес к мероприятию и у фармацевтических компаний, активно принимающих участие в дискусcиях через свои представительства, объединяющие интересы компании. Происходит объединение иностранных и российских производителей.

Как уже упоминалось, в рамках конгресса пациентов между ВСП и AIPM был подписан меморандум о взаимопонимании цель которого - повышение прозрачности во взаимодействии фармацевтического, медицинского и пациентского сообществ. В  основополагающих  принципах меморандума указаны: приоритет интересов пациентов; высокий уровень оказания медпомощи; партнерство в сфере здравоохранения в интересах повышения доступности и качества оказания медицинской помощи и развития системы здравоохранения; обеспечение независимости этических стандартов деятельности. Наряду с этим, не откладывая дело в «долгий ящик», уже на второй день конгресса, по приглашению представителей Министерства здравоохранения, несколько региональных организаций прибыли в Министерство с визитом для обсуждения конкретных совместных активностей в обозначенных регионах России. Архиважно и то, что весь конгресс вёлся так называемый «проблемный» лист, в который любой желающий мог вносить свои вопросы и предложения, оставляя координаты для обратной связи и будучи уверенным в обязательном рассмотрении  своего вопроса.

Участники конгресса неоднократно отмечали высочайший уровень его проведения, познавательность и полезность освещаемой информации, тёплую и демократичную обстановку, высокий уровень  профессионализма докладчиков и иные положительные моменты, о которых свидетельствуют их многочисленные отзывы. Завершить всё вышесказанное о VI Всероссийском конгрессе пациентов хотелось бы высказыванием одного из участников. «Мы, конечно, понимаем, что стоим только в начале длительного, трудного, но благородного дела – помощи людям. Но мы надеемся, что с помощью приобретенных знаний,  под надёжной защитой Всероссийского союза пациентов и с опорой на людей, имеющих опыт в этой работе, мы справимся со всеми трудностями и сделаем жизнь наших коллег-пациентов хоть немного легче и светлее!»(с)

Н.Н. Карпова

Подпишитесь, мы рассылаем только важные сообщения