Непонятный почерк, орфографические и синтаксические ошибки и другие погрешности при оформлении медицинских документов имеют цену, причём очень высокую. Платят за это больницы и поликлиники, которые работают в системе ОМС (то есть в конечном счёте платим за это мы, налогоплательщики). Деньги взыскивают страховые компании (в основном) и территориальные фонды ОМС. Согласно свежему отчёту Счётной палаты, с которым ознакомился Лайф, в 2015 году медучреждения заплатили за это более 30 млрд рублей. Большая часть этих денег идёт обратно в систему ОМС, меньшая остаётся в виде штрафов у страховщиков, благодаря чему их прибыли растут год от года.
Всего в 2015 году страховые компании при проведении экспертиз качества медицинской помощи выявили 2,8 млн нарушений. Из них 1,2 млн (43,3%) — это "дефекты оформления первичной медицинской документации" (то есть как раз почерк, помарки, ошибки в написании). Эти дефекты, как считают в Счётной палате, "не влияют непосредственно на качество оказанной медицинской помощи".
Действительно, гораздо важнее проверить, насколько правильным было само лечение. Но это труднее, чем найти в карте помарку. Некоторые важные нарушения страховые компании вообще игнорируют. Например, как говорится в отчёте, только 0,1% всех выявленных ошибок составили "нарушения, ограничивающие доступность медицинской помощи".
"В связи с этим можно предположить, что страховым интересны только те нарушения, которые не требуют больших усилий для выявления и приносят им наибольшую прибыль", — считают в Счётной палате. То есть страховые компании пренебрегают своей изначальной миссией — защищать пациентов.
Об этом говорят и такие цифры. В 2015 году за консультацией в страховые компании обратилась 21 тысяча человек. А всего число застрахованных составляет 146,5 млн человек. То есть люди просто не считают страховщиков своими защитниками и не идут к ним, если есть проблема.
Есть страховые компании, которые борьбу с плохим почерком врачей вообще сделали своей основной функцией. Как сообщает Счётная палата, "дефекты оформления первичной медицинской документации" составили более 60% в структуре нарушений, которые нашли "МСК "Медстрах", СК "Согласие-М", СК "Альянс-Мед" и "СМК "Крыммедстрах".
А вообще страховщики, как следует из отчёта, работают без какого-либо контроля. Например, в Санкт-Петербурге РОСНО-МС выявила 37 нарушений на 1000 застрахованных, а МАКС-М — 11 нарушений на 1000 застрахованных. Это "свидетельствует о бесконтрольности ситуации", как считает Счётная палата, поскольку страховщики проверяют одни и те же больницы и поликлиники (просто к ним прикреплены разные пациенты).
Видимо, страховые компании хорошо зарабатывают? Да, неплохо. Если сложить чистую прибыль за 2015 год всех 58 страховщиков, получится 3,5 млрд рублей. Многие компании увеличивают прибыль год от года.
При этом 4,5 млрд рублей в структуре выручки страховщиков — штрафы, выплаченные больницами и поликлиниками, в том числе это штрафы за плохой почерк. В целом система ОМС "потеряла" на посредничестве страховщиков, как указывает Счётная палата, в 2015 году 30,5 млрд рублей (большая часть — расходы на "ведение дел"). "Данные средства не пошли на оплату медпомощи, а позволили СМО (страховым медицинским организациям. — Прим. Лайфа) увеличить собственные активы", — сообщает Счётная палата.
"В этой связи Коллегия предложила Минздраву России и Федеральному фонду ОМС принять системные меры, касающиеся изменения законодательства, перехода на комбинированный подход, позволяющий терфондам самим выполнять функции страховщика", — говорится в релизе Счётной палаты.
Зампред правительства Ольга Голодец в субботу отреагировала на отчёт. По её словам, требования к медицинским страховщикам пересмотрят и ужесточат в ближайшее время. Сейчас, как она сказала, "страховые организации получают лицензию на основании прежде всего финансовых показателей, и в расчёт не принимается возможность контроля с их стороны качества оказания медицинских услуг".
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщил, что союз также "готовит свои предложения по реформированию системы ОМС". Он назвал необоснованными многие заявления Счётной палаты, в том числе о потере 30,5 млрд рублей на посредничестве. "В материалах Счётной палаты не нашёл отражения ни один факт успешной деятельности СМО по исполнению своего функционала", — сказано в релизе союза.
Как ранее рассказывал Лайф, за первую половину 2016 года при содействии страховых компаний пациенты отсудили у больниц более 40 миллиардов рублей (и это в два раза больше, чем в первой половине 2015 года). А в досудебном порядке они получили компенсации в общей сумме на 10 миллионов рублей. То есть страховые компании всё же защищают права пациентов — и помогают им добиться справедливости в суде. Вопрос только в соотношении их миссии (максимально следить за качеством медпомощи) и стремлением к прибыли (облегчить себе работу, собрав деньги за помарки). По данным Счётной палаты выходит, что перевешивает пока второе.
— На сегодняшний день эффективность страховых компаний не доказана, — говорит председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Ян Власов. — Доказано, что всё наоборот: страховые компании являются совершенно формальной структурой, которая перекачивает деньги.
Эксперт находит странными правила, по которым работают страховые компании.
— Я знаю случаи, когда за отсутствие в медицинской документации семейного анамнеза (то есть информации о том, чем болеют и болели родственники пациента. — Прим. Лайфа) страховые удерживали 75% оплаты за лечение (то есть больница не получила три четверти из той суммы, которую должна была получить за лечение этого пациента. — Прим. Лайфа).
По мнению Яна Власова, ситуацию можно изменить, поменяв законодательство. Штрафы за ошибки должны в меньшей степени идти в страховые, а больше возвращаться в систему ОМС. Например, на покупку тех медицинских технологий, с которыми были выявлены проблемы. Или на компенсацию пациенту, которого лечили неправильно.
Источник: LiFE #Здоровье