За последние пять лет число несостоявшихся торгов по закупкам лекарств выросло примерно в три раза. По результатам опросов, 73% пациентов стационаров сталкивались с отсутствием необходимых для лечения препаратов, на эту же проблему - нехватку лекарств из-за срыва поставок - указали 83% врачей, - такие данные приводят в ОНФ. Эксперты Народного фронта предлагают изменить подходы к госзакупкам лекарств, значительно их упростив.
В ОНФ приводят статистику несостоявшихся лекарственных аукционов: когда к торгам не был допущен ни один участник, либо вообще не поступало заявок на участие. В 2017 году не состоялось чуть более 10% закупочных процедур (27 тыс. из 262 тыс.), в 2018 число несостоявшихся аукционов удвоилось до 54 тыс., в 2019-м их было 65 тыс., в 2020-м - 78 тыс., а за три квартала 2021- более 70 тыс. В некоторых регионах не удается провести с первого раза от трети до половины торгов - понятно, что это приводит к перебоям с обеспечением препаратами больниц, а также льготников, получающих бесплатные лекарства при амбулаторном лечении.
"Есть две ключевые причины, почему лекарства не поставляются вовремя. Первая - неправильное планирование и организация закупок, когда торги объявляются слишком поздно. Вторая - несовершенство утвержденной Минздравом методики определения начальной цены, которая обязывает выбирать минимальную цену из минимальных и выходить на закупки. Спрос и цены на препараты, особенно в два последних пандемийных года, увеличились, а требования методики - ориентироваться на самые низкие цены остаются прежними, - пояснил руководитель Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев. - В результате многие торги приходится проводить в 3-4 этапа".
Эксперты ОНФ не раз обсуждали проблему с министерством, и в 2019 году в нормативную базу были внесены изменения. "Скорость выхода на новые закупки значительно увеличилась, но глобального улучшения ситуации пока нет, - резюмирует Алексеев. - Выглядит все странно, как если бы человек пришел в аптеку и попросил продать лекарство по самой низкой цене в стране на основе данных прошлого года".
О неповоротливости системы госзакупок говорят и в общественных объединениях пациентов.
"Нужно предусмотреть возможность финансирования оперативно закупать препараты при изменении рекомендуемого лечения. В том числе, требуется разработать регламент ускоренного включения инновационных лекарств в программы "14 высокозатратных нозологий", в федеральные клинические рекомендации и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Все это крайне важно, ведь любой несостоявшийся аукцион по лекарствам - это всегда ЧП для пациентов", - считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
"Первое решение, которое напрашивается - изменение принципов закупки для больниц. Сейчас клиники могут закупать лекарства с помощью сверхкоротких процедур на сумму до 3 млн руб. напрямую у поставщиков. Фактически как в маркетплейсах на официальных электронных торговых площадках, - рассказал эксперт проекта Бюро расследований ОНФ Алексей Федоров. - Такой механизм обеспечивает и низкие цены, и реальное понимание наличия препарата на рынке. Данные о возможностях поставки, складских остатках и реальных ценах каждый день обновляются. Но этот метод пока не пользуется популярностью ни у поставщиков, ни у клиник. Объем таких закупок ограничен 10% от бюджета и может применяться наравне с простыми прямыми договорами с конкретными аптечными складами и дистрибьюторами. Для электронных магазинов лекарств необходимо снять это ограничение, чтобы стимулировать развитие цифровых закупок".
По мнению Федорова, у такого подхода есть еще одно преимущество - программы позволяют рассчитывать складские запасы. "Сейчас процесс расчета потребностей зачастую не автоматизирован. Старшая медсестра или заведующая аптекой собирает заявки по отделениям, вручную формирует перечень для закупок. Переход в цифровые системы сделает этот процесс автоматизированным. В России есть несколько работающих программ, которые позволяют сделать работу аптеки бесперебойной по самым выгодным для аптеки ценам. Надо расширить их применение и на госзакупки для больниц", - говорит Алексей Федоров.
Второе решение, которое поможет улучшить лекарственное обеспечение льготников, - утверждать плановые потребности в льготных лекарствах в регионах и разрешить проводить закупки до утверждения бюджета на следующий год. Снизить закупочные цены может также помочь заключение многолетних контрактов на поставки. "Такая практика сейчас есть в программе высокозатратных нозологий. Аукционы начинают разыгрываться осенью, к сожалению, пока не все, но этот опыт логичный. Начинать закупки на следующий год нужно не с января, а с осени. Базовая потребность в любом регионе ясна. И даже если в каком-либо регионе бюджет планируется на один год, для лекарств и медицинских расходных материалов необходимо предусмотреть особый порядок", - говорит эксперт ОНФ, директор Института конкурсных технологий Константин Перов.
"Проблема с несостоявшимися закупками лекарств должна быть решена. Комментарии, которые оставляли участники опроса, показывают, что ситуация носит массовый характер и в пандемию только обострилась. Мы направили свои предложения в Минздрав России, ФАС России и Минфин России. Параллельно мы проводим опрос среди руководителей служб закупок в регионах и готовы на своей площадке или в стенах Госдумы РФ организовать консультации с правительством и найти нужные решения", - подытожил координатор проекта Бюро расследований ОНФ, депутат Госдумы Антон Гетта.
Источник: Российская газета