Согласовывать открытие новых медфакультетов хотят поручить Минздраву
Из 163 вузов России, где сегодня учат на педиатров, стоматологов и других врачей, только 46 подведомственны Минздраву. Дать министерству право согласовывать открытие медвузов и медфакультетов, а также разрабатывать для них единые стандарты обучения предложили в Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова. Эту идею обсудили на расширенном заседании президиума Российского союза ректоров 6 мая.
Забрать у Минобрнауки
Из 163 вузов России, где сегодня учат на врачей, только 46 подведомственны Минздраву, другие подчиняются Минобрнауки, рассказал ректор Сеченовки, академик РАН Петр Глыбочко. Программы подготовки по одним и тем же направлениям в разных учебных заведениях порой заметно отличаются.
«Ситуация доходит до того, что при переводе из одного вуза в другой на то же направление подготовки студентам приходится пересдавать до 10 дополнительных экзаменов, либо их принимают на курс ниже», — уточнил ректор. Получается, что Минздрав не отвечает за качество подготовки всех медицинских кадров в стране, но отвечает за качество всего лечения, сказал академик.
По мнению Глыбочко, в России необходимо сформировать систему гарантии качества высшего медицинского образования. Для этого необходимо дать Минздраву право согласовывать открытие медвузов и медфакультетов, а также разрабатывать для них единые стандарты обучения. Такой позиции придерживаются не только в Сеченовке, уточнил академик. Идею поддерживает и Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов.
От Москвы до райцентра
Вопрос качества подготовки медицинских кадров поднимают не в первый раз. Еще в начале апреля председатель Госдумы Вячеслав Володин во время отчета Правительства в нижней палате парламента раскритиковал большое количество медицинских факультетов в непрофильных вузах страны: «Совершенно понятно, что когда речь идет о медицине, это в первую очередь научные школы, которые формируются десятилетиями. И нам надо думать о качестве медицинского образования», — сказал тогда спикер.
«Как можно готовить хороших специалистов без базы и кадров? — поддержал Володина Глыбочко. — Первый вопрос, который мы должны себе задать: хотим мы лечиться у хорошего врача или у плохого? И исходя из ответа принимать решения, как готовить кадры».
Плохой-хороший врач
Первостепенная задача государства — сохранение здоровья граждан, отметил на заседании президиума Союза ректоров председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. «Должно быть четкое понимание, что врачи — это не узкоотраслевые специалисты, а специалисты, обеспечивающие национальную безопасность», — подчеркнул депутат.
Чтобы сегодняшний студент медвуза в будущем отвечал поставленным задачам, необходимо, во-первых, ввести повышенные требования к качеству подготовки таких кадров, а во-вторых, создать систему фильтров для тех, кто может заниматься их подготовкой, отметил парламентарий.
Какие именно изменения в законодательстве для этого нужны, он предложил подумать профессиональному сообществу.
Мировой опыт учит
Как отметил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Садовничий, вопрос подготовки медкадров «закономерно вписывается в общую линию развития высшего образования в стране и свидетельствует о постоянном внимании государства к высшей школе».
«Мы помним, как здесь же (на заседании Союза ректоров. — Прим. ред.) обсуждались вопросы повышения качества физико-математического и химико-биологического образования, и были приняты важные решения о создании концепций высшего образования по этим дисциплинам», — отметил Садовничий.
Он также отметил, что медицинское образование традиционно во всем мире дается в классических университетах. И такая база в России есть.
На всех этапах обучения
В Госдуме уже подготовили законопроект о непрерывном профессиональном медобразовании. Одним из авторов документа стал зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Дополнительное профессиональное образование медиков, непрерывное образование — это обязательное условие допуска таких специалистов к работе, напомнил депутат «Парламентской газете».
«Сейчас на просторах интернета можно найти множество компаний, которые предлагают врачам пройти курсы повышения квалификации или переквалификации. Эти же компании учат одновременно и врачей, и строителей, и айтишников, что не всегда гарантирует качество подготовки именно медиков», — рассказал Мажуга.
Предложение депутатов — такие программы должны осуществлять учебные заведения или научные организации, в которых «Лечебное дело» — это основная программа. Также необходимо пересмотреть систему лицензирования учреждений, которые занимаются непрерывным допобразованием. «Есть предложение: передать эту функцию на федеральный уровень, сейчас это делается на уровне регионов. Также к процессу лицензирования необходимо привлекать медицинские ассоциации, которые очень сильны в России», — отметил депутат.
Источник: Парламентская газета