С 2024 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривает жалобы на проведение госзакупок только от участников.
Эта мера позволит снизить число профессиональных жалобщиков, получающих вознаграждение за невмешательство в процесс закупки. Заказчики надеются, что работа таких компаний станет сложнее, а процедура приобретения препаратов и медизделий не будет затягиваться, считают опрошенные газетой «Медицинский вестник» эксперты.
О чем предупредила ФАС
ФАС больше не рассматривает жалобы от лиц, чьи права и законные интересы не могут быть нарушены действиями заказчиков в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. Письмо, направленное в адрес территориальных органов службы, есть в распоряжении «МВ».
В случаях, предусмотренных законом о контрактной системе, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (СРО), сказано в письме. При поступлении жалобы от лица, не соответствующего этим требованиям, ФАС размещает в реестре жалоб информацию об отказе в принятии ее к рассмотрению по существу (на основании пп.«а» п.2 ч.8 ст.105 Закона № 44-ФЗ).
При этом, если жалоба содержит информацию о нарушениях законодательства, это может стать основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями п.2 ч.15 ст.99 этого закона, сказано в документе. Принципиально в законодательстве ничего не поменялось, пояснила «МВ» директор консалтинговой компании «Вигьяна» Татьяна Перницкая. «ФАС напоминает, что в определенных случаях обжаловать закупку могут только ее участники, права которых нарушаются. Если заказчиком установлены специальные требования (лицензия или дополнительные разрешения), а на закупку жалуется участник, не имеющий их, его права нарушаться не могут», — отметила она.
Заказчики говорят, что эта норма раньше нередко нарушалась. «Так вышло, что в прошлом году мы объявили закупку с нарушением: попросили данные о членстве участников в СРО и на изыскания, и на проектирование, при том, что ФАС и суды давно установили, что достаточно закупки только на проектирование, — рассказал «МВ» на условиях анонимности специалист по госзакупкам одной из федеральных клиник. — Жалобу подала организация, которая никогда не имела допусков СРО на эти виды деятельности. Ее права никак нарушены быть не могли».
Как ведут себя профессиональные жалобщики
Число рассматриваемых жалоб от лиц, которые не могли претендовать на контракт, снизится, уверен эксперт Всероссийского союза пациентов (ВСП) Алексей Федоров. «Критичного влияния на сферу закупок по 44-ФЗ это не окажет, но отсечет часть обращений от лиц, не понимающих специфику определен ных рынков, к примеру, медоборудования», — объяснил он.
В ФАС «МВ» подтвердили, что мера направлена на борьбу с «профессиональными жалобщиками» и позволит пресечь случаи злоупотребления правом на обжалование закупок. Так, только в январе 2024 года в службу поступило свыше 2,1 тыс. жалоб, по 228 из которых было отказано в рассмотрении (10,6%). За первый месяц прошлого года в ФАС поступило более 2,7 тыс. жалоб, отказ был дан по 139 (5%).
Проблема актуальна для всех госзаказчиков, рассказал «МВ» замдиректора НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина Артем Пухальский. «Эта практика существенно осложняет функционирование клиник, где своевременность поставок необходима для спасения жизни и здоровья людей, — объяснил он. — К нам часто обращаются организации, которые предлагают подготовить закупочную документацию, на которую сами же потом не будут подавать жалобу. Мы отказываемся от подобных услуг, в результате закупки затягиваются, потому что ФАС обязана провести проверку по поступившим жалобам».
Пухальский надеется, что ужесточение позиции ФАС хотя бы частично нормализует ситуацию в сфере госзакупок. За последние семь лет на рынке появилась целая прослойка «профессиональных жалобщиков», подтвердил «МВ» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. «Как правило, это «пустые» компании (там ничего и никого нет, кроме компьютеров, пакета документов и нескольких сотрудников), которые фактически не занимаются никакой деятельностью, кроме направления жалоб, — рассказал он. — Делается это, естественно, не ради спортивного интереса: зачастую такие структуры занимаются элементарным шантажом, рассчитывая получить вознаграждение за невмешательство. Кроме того, они могут целенаправленно срывать торги «неугодных» поставщиков (есть организации, родственные организаторам торгов)».
Беспалов считает, что деятельность таких структур усложнится, но полностью они не исчезнут.
Что изменится в закупках лекарств и медизделий
Для поставки лекарственных препаратов необходима лицензия на оптовую торговлю или производство, напоминает Перницкая. Подавать фиктивные жалобы в этой сфере станет сложнее, полагает она.
Госсети, выступающие единственными поставщиками лекарств в регионах, поддерживают позицию ФАС. «Эта мера не позволяет недобросовестным поставщикам без лицензии на фармацевтическую деятельность намеренно затягивать проведение закупок для обеспечения медорганизаций жизненно необходимыми лекарственными препаратами», — уверена гендиректор ГУП «Фармация» Архангельской области Екатерина Сташкевич.
При этом жалобы на извещение при закупках лекарств довольно редки, отмечают представители клиник.
Для поставки медизделий специальных условий не требуется, исключая техобслуживание медоборудования, где, кроме лицензии, необходимо представить исполненные договоры, акты выполненных работ.
«В этом случае может быть установлено преимущество для субъектов малого и среднего предпринимательства, и тогда, следуя логике письма ФАС, другой субъект не сможет жаловаться на техзадание, — отметил представитель федеральной клиники, пожелавший остаться неназванным. — Но в основном это ограничение коснется строительных закупок, где чаще всего профессиональные жалобщики изводят заказчиков».
Перницкая отметила, что по жалобам участников закупок терорганы ФАС порой принимают противоречивые решения. «По делам с одинаковыми обстоятельствами выводы в разных регионах могут быть диаметрально противоположными, — рассказала она. — Чаще всего технические жалобы подаются поставщиками, заинтересованными в поставках своего товара. Им безразличны интересы лечебных учреждений и пациентов, главное — продать. Такие участники пытаются обвинить заказчика в том, что он, формируя закупку, выстраивает препоны определенным компаниям».
Татьяна Перницкая рекомендует заказчикам при положительной перспективе обжалования решения обращаться в суд. «Из-за приостановки закупок по решению ФАС заказчик теряет время и получает массу проблем в связи с необходимостью экстренно «закрывать» потребности пациентов. Но антимонопольное ведомство — не последняя инстанция. Доказав, что оно было не право, заказчик получает возможность формировать закупки необходимым образом», — сказала она.
НМИЦ им. Мешалкина неоднократно обжаловал решения новосибирского УФАС, принятые на основании рассмотрения жалоб участников закупок. Так, в ноябре 2023 года антимонопольное ведомство приостановило закупку медоборудования на 300 млн руб. по жалобе ООО «Ренталити». В компании заявили, что заказчик нарушил процедуру: извещение о проведении аукциона составлено с нарушениями требований правил использования каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) — не была установлена ссылка на позицию, которой соответствует закупаемое оборудование. УФАС посчитало, что НМИЦ неправомерно не применил позицию КТРУ, не взяв в учет объективную необходимость в линейном ускорителе с максимальной мощностью поглощенной дозы тормозного излучения не менее 2200 сГр/мин., рассказал Пухальский.
«Эти возможности оборудования имеют принципиально важное значение при всех методах, реализуемых Центром лучевого лечения, — чем выше максимальная мощность поглощенной дозы тормозного излучения, тем меньшее количество фракций облучения требуется, что значительно снижает дозу для критических структур и максимально охватывает объем метастатического поражения», — объяснил он.
Такие потребности имеет ограниченное число медорганизаций, участвующих по заданию Минздрава в клинических апробациях и реализующих сложные методы лечения, и они не могут быть в полной мере учтены в КТРУ, отметил Пухальский. Поэтому согласно п.7 правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017, центр осуществил описание товара в соответствии с требованиями ст.33 Закона № 44-ФЗ, т.е. использовал соответствующий код ОКПД2, установив значение характеристики максимальной мощности поглощенной дозы тормозного излучения: ≥ 2200 сГр/мин.
«Такое описание характеристик не привело к ограничению количества участников закупки — поступили ценовые предложения от трех поставщиков на две модели линейного ускорителя с указанными характеристиками разных производителей. На участие в закупке были поданы две заявки», — рассказал представитель центра.
Не согласившись с решением УФАС, центр обратился в Арбитражный суд Новосибирской области. Действие предписания УФАС об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок приостановлено до рассмотрения дела по существу.
Источник: Медвестник