29 марта 2005 года
ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», принятый в 1995 году, отнес к компетенции субъектов РФ принятие законов и иных нормативно-правовых актов по реализации государственной политики в отношении инвалидов, в том числе по их реабилитации.
В 2001 году в Самарской области был принят Закон, который утвердил комплексную целевую программу медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы, с объемом финансирования из областного бюджета 360,0 млн. рублей. Он заложил финансовую основу и структуру реабилитационных мероприятий в нашем регионе, а также определил создание «модели» комплексной реабилитации инвалидов всех категорий, основными звеньями которой стали:
- ИПР, содержащая весь спектр мер социальной защиты и поддержки, способствующих социальной адаптации инвалида. Финансирование ее мероприятий осуществлялось как из бюджета Самарской области, так и из других источников;
- сеть государственных учреждений – центров медико-социальной реабилитации инвалидов;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с перечнем, утвержденным Губернатором, и обучение их навыкам самообслуживания;
- создание безбарьерной среды жизнедеятельности и предоставление возможности беспрепятственного перемещения;
- социокультурная реабилитация и реабилитация посредством физической культуры и спорта; и другие.
Кроме того, с целью формирования базы данных инвалидов, определения их потребностей в реабилитационных мероприятиях и осуществления контроля за реализацией мероприятий ИПР в органах социальной защиты населения городов и районов области были созданы отделы или введены ставки специалистов по реабилитации инвалидов.
Таким образом, в Самарской области до настоящего времени действовал четкий механизм совместных действий организаций и учреждений всех форм собственности по обеспечению инвалидов реабилитационными услугами.
Однако, в связи с принятием ФЗ –122 произошли значительные изменения в системе реабилитации инвалидов:
- создано Федеральное учреждение МСЭ;
- принят федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;
- определены Правила их предоставления
Принятый перечень определяет реабилитационные мероприятия и услуги, которые относятся к расходным обязательствам РФ, и содержит 14 позиций ТСР, из которых только 4 дублируют областной перечень, включающий 51 наименование. В связи с этим, при отмене областного перечня в 2006 году произойдет значительное ухудшение обеспечения инвалидов Самарской области должными средствами реабилитации.
Изданный в ноябре 2004 года Приказ министерства здравоохранения и социального развития об утверждении формы ИПР инвалида ввел новый порядок определения исполнителей ИПР. В ней наряду с федеральным учреждением МСЭ, исполнителей по вопросам обеспечения ТСР определяет Фонд социального страхования, а по вопросам социальной реабилитации - территориальные органы социальной защиты населения.
Необходимо отметить, что в Самарской области до настоящего момента действовал четкий механизм обеспечения инвалидов реабилитационными услугами. Федеральный перечень и утвержденные правила изменили существующие положения. В связи с этим, у инвалидов возникают сложности в решении вопросов по реализации ИПР, которые сопряжены с увеличением количества инстанций, участвующих в данном процессе.
Кроме того, новая форма ИПР не предусматривает включение в ее разделы мероприятий, которые могут быть представлены инвалиду за счет средств субъекта РФ и других внебюджетных источников, не запрещенных действующим законодательством. Это может привести к снижению объема реабилитационной помощи для людей с ограниченными возможностями и соответственно осложнит процесс их социальной адаптации.
На наш взгляд необходимо учитывать опыт, накопленный органами социальной защиты в регионах. Территориальные органы социальной защиты в Самарской области обладают высококвалифицированными кадрами и значительным опытом работы с инвалидами, имеют базу данных по индивидуальной реабилитации инвалидов в каждом городе и районе. Кроме того, инвалиды по сложившейся практике со всеми проблемами обращаются, прежде всего, в УСЗН. Новый порядок является значительным испытанием для Фонда социального страхования, который не обладает необходимым количеством подготовленных сотрудников, и отделения которого имеются не в каждом районе области. Сейчас это приводит к недовольству большинства инвалидов.
В настоящее время в РФ отсутствует механизм взаимодействия ФСС, Федерального государственного учреждения МСЭ, региональных органов социальной защиты населения, протезно-ортопедических предприятий и других заинтересованных организаций по вопросам реализации мероприятий ИПР, обеспечения техническими средствами реабилитации, в том числе по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Сегодня остается открытым вопрос лечебного протезирования граждан, которые не являются инвалидами и которые раньше протезировались бесплатно по справке лечебно-профилактического учреждения.
Беспокоит и тот факт, что внесенные в закон «О социальной защите инвалидов в РФ» изменения не позволяют принимать региональные и муниципальные программы по вопросам реабилитации инвалидов, что, противоречит статьи 72 Конституции РФ (п. «ж» ч.1) о том, что субъекты РФ наделены правом формирования собственной правовой базы по вышеуказанным вопросам.
Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 1995 года в части обеспечения государственных гарантий трудовой занятости инвалидов (статьи 20, 21, 22, 25, 26, 34) послужил основой принятия в ряде регионов и Самарской области, в частности, законодательных актов о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Так, в целях реализации Закона Самарской области от 26.12.2003 года
№ 125- ГД «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» был принят Закон «О целевом бюджетном фонде квотирования рабочих мест», который определил порядок и источники финансирования, создание и содержание рабочих мест для инвалидов за счет взносов предприятий и организаций, не выполняющих установленных Законом квот для инвалидов.
Реализация указанных нормативно-правовых актов позволила бы повысить гарантии трудовой занятости инвалидов и обеспечить поддержку предприятий, трудоустраивающих инвалидов сверх установленных квот, а также специализированных предприятий общественных объединений инвалидов.
Однако Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года частично или полностью отменил действие вышеуказанных статей Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В связи с этим, принятые в Самарской области Законы вошли в противоречие с федеральным законодательством и фактически подлежат отмене.
Изменения статей 20-25 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» практически ликвидируют законодательную основу обеспечения занятости инвалидов, поскольку упраздняют финансово-кредитную политику в отношении специализированных предприятий, включая предприятия общественных объединений инвалидов; более чем в три раза повышают порог численности для установления квот, освобождают государство от финансирования создания специальных рабочих мест для инвалидов.
Отдельной сложной проблемой является вопрос обеспечения граждан льготными медикаментами. Заявки регионов по обеспечению «федеральных льготников» дорогостоящими препаратами, находящимися в дополнительном перечне еще не выполнены за январь и февраль (например, по рассеянному склерозу в регионы не поступают препараты интерферонов-бетта и глатирамир ацетат - Копаксон). Для тех больных, которые уже получают текущее лечение, перерыв в терапии может стоить усугубления инвалидизации, а в некоторых случаях и жизни. При этом «региональные льготники» с такими же заболеваниями обречены дожидаться инвалидизации или должны штурмовать региональные исполнительные органы здравоохранения, которые , не имея возможности создавать собственные целевые программы, не могут обеспечить всех нуждающихся необходимыми медикаментами.
Естественное беспокойство вызывает, с одной стороны, централизация на федеральном уровне расходных обязательств по выполнению мер социальной защиты инвалидов всех категорий, а, с другой, отсутствие разработанных механизмов по их реализации.
С целью урегулирования проблем, возникших при переходе к новой системе социальной защиты, считаем необходимым внести следующие предложения в Правительство РФ, позволяющие скорректировать принимаемые меры социальной поддержки граждан:
Восстановить действие п.7 статьи 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ, принятого 24.11.95. №181-ФЗ, тем самым, предоставив право субъектам РФ утверждать и финансировать перечни реабилитационных мероприятий, осуществляемых на своих территориях с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным.
Расширить Федеральный перечень реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением правительства РФ от 21.10.2002. №1343 – р, в частности атипичных технических средств реабилитации по индивидуальным заказам.
Внести дополнения в форму индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2004 года №287, с целью включения в нее реабилитационных мероприятий, реализация которых будет осуществляться за счет средств субъекта РФ и других, не запрещенных законодательством, источников в соответствии со ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Восстановить действие положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 1995 года, отмененных ст.63 ФЗ №122: пункта 1 ст.20; ст. 21; части 1.3 и 4 ст. 22; ст. 25.26.34 и ввести налоговые льготы и другие формы государственной поддержки организаций и учреждений, использующих труд инвалидов.
Определить механизм взаимодействия Фонда социального страхования, Федерального государственного учреждения МСЭ, территориальных органов социальной защиты населения, протезно-ортопедических предприятий, общественных организаций инвалидов и других заинтересованных организаций по вопросам разработки и реализации ИПР, обеспечения ТСР, в том числе по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий для всех категорий инвалидов и ветеранов.
Включить в рабочие группы по разработке стандартов оказания медицинской помощи представителей профильных по нозологическому принципу общественных организаций.
Разработать и принять Федеральную целевую программу развития реабилитационной индустрии, а также Порядок и механизм деятельности Государственной службы реабилитационной индустрии.
Пересмотреть законодательную базу относительно общественных организаций инвалидов, участвующих в реабилитационном процессе, на предмет предоставления им налоговых льгот и прав быть включенными в исполнение бюджетных статей по основному направлению их деятельности.
17.04.2024
17.04.2024