Четвертый Всероссийский конгресс пациентов, руководствуясь международными нормами права, Конституцией и законодательством России, Декларацией о правах пациентов России, основываясь на анализе ситуации в сфере здравоохранения Российской Федерации, выраженном в докладах и материалах Конгресса, формировании «проблемного листа пациентов» составленного в ходе проведения Конгресса, принял настоящую Резолюцию в качестве общего мнения пациентов и их объединений, и считает необходимым донести свое мнение до органов государственной власти, широкой общественности, средств массовой информации.
Конгресс отмечает, что государству во взаимодействии с профессиональными медицинскими объединениями и обществами пациентов в ближайшее время необходимо сформировать систему общественного контроля в сфере здравоохранения.
Важными шагами в этом направлении стали формирование советов по защите прав при территориальных управлениях Росздравнадзора и советов общественных организаций по защите прав пациентов, создание которых сейчас происходит в субъектах Российской Федерации.
Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова обратилась к органам исполнительной власти регионов РФ с инициативой по созданию советов по защите прав пациентов, которые должны осуществлять работу по таким направлениям как: обсуждение вопросов реализации действующих норм в сфере здравоохранения; вопросы соблюдения прав пациента при оказании медицинской помощи в учреждениях соответствующего региона; вопросы доступности и качества медицинской помощи; вопросы реализации программ льготного лекарственного обеспечения; вопросы реабилитации и санаторно-курортного лечения; обсуждение поступающих от граждан жалоб и обращений; общественное обсуждение проектов региональных нормативных документов, программ и других проектов в сфере здравоохранения; обсуждение вопросов совершенствования системы контроля качества оказания медицинской помощи в регионе; обсуждение вопросов совершенствования контроля качества правовых документов регионального и федерального уровня в сфере здравоохранения.
Конгресс считает, что деятельность советов должна формироваться в общенациональном масштабе, это позволит скоординировать их работу и получать обобщенную информацию о наиболее значимых проблемах, волнующих пациентов, а так же наиболее успешных их решениях.
Именно такая задача стоит и перед Всероссийским союзом пациентов, который рассчитывает, что объединив усилия гражданского сообщества при поддержке органов власти, сможет выстроить систему общественного контроля, которая позволит осуществлять обратную связь с органами власти всех уровней.
В то же время Конгресс с беспокойством отмечает, что само государство все больше уходит из сферы контроля. Так, Росздравнадзор не наделен контрольными полномочиями и санкциями, например, в сфере административной ответственности за дефекты медицинской помощи, что чрезвычайно важно. Без государственного контроля невозможно добиться необходимого качества и доступности медицинской помощи.
Общественные организации не могут взять на себя подобные полномочия, так как у них не имеется:
ñ полномочий для проведения проверок и для наложения санкций;
ñ средств и кадров для квалифицированного, систематического контроля.
Некоторые полномочия не могут принадлежать общественным организациям в силу множества причин. В то же время необходимо найти правильное соотношение между государственным и общественным контролем. Так, задача общественного контроля выявлять наиболее проблемные вопросы регулирования, обращать на них внимание государства и добиваться от компетентных органов исправления проблем, что совпадает по смыслу с вышеприведенным обращением Министра здравоохранения РФ по очерчиванию круга вопросов, входящих в компетенцию общественных советов.
В то же время Конгресс отмечает, что использование прав объединений потребителей, изложенных в ст. 45 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», затруднено из-за того, что тезис «пациент-потребитель» представляется пациентскому и врачебному сообществу, правоохранительным и даже судебным органам спорным, и не имеет широкого правоприменения. В связи с этим Конгресс рекомендует общественным организациям обсудить с государством возможность применения норм указанной статьи в здравоохранении.
Эффективность создаваемой системы общественного контроля будет зависеть, в том числе, от внесения необходимых изменений в действующую нормативную базу, включая принятие соответствующего специального федерального закона о гражданском (общественном) контроле в Российской федерации, а так же внесения изменений в действующее законодательство.
Конгресс считает необходимым обратиться к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти всемерно способствовать активному взаимодействию с гражданским обществом с целью повышения эффективности всей системы здравоохранения. В свою очередь, общественные объединения и НКО готовы активно содействовать государственной политике направленной на сохранение социальных гарантий и прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Из последних тенденций в здравоохранении Конгресс с беспокойством отмечает две.
Одна из них касается отсутствия у лечащего врача полномочий выписывать лекарства по торговому наименованию. Это право оказалось в аптечной сети, которая вместе с дистрибьюторами заинтересована в продаже тех лекарств, которые дают наибольшую прибыль, а не тех, которые больше нужны и подходят конкретному пациенту. При этом лекарства в рамках одного МНН могут существенно различаться по качеству, о чем заявила Министр здравоохранения РФ Сковроцова В.И. на Конгрессе. Но врач не может назначить именно тот препарат, который больше нужен и подходит пациенту, тем самым он не отвечает за результат лечения. В то же время работник аптеки выполняет функции лечащего врача, руководствуясь своими интересами, не имея для этого ни специальных знаний, ни ответственности. Конгресс полагает, что следует вернуть лечащему врачу право назначения лекарств по торговому наименованию.
Еще одной проблемой Конгресс полагает включение в программу ОМС частных компаний. По сути часть государственного финансирования, которое должно поступать в государственные и муниципальные учреждения, поступает в частные организации. Тем самым качество и доступность помощи в государственных и муниципальных организациях снижается, а в частных улучшается, что способствует искусственному перетоку пациентов из государственной в частную систему здравоохранения, созданному самим государством. Между тем, конституционное право на бесплатную помощь не гарантировано гражданам в частных учреждениях, включая и государственно-частные партнерства, оно гарантировано лишь в государственных и муниципальных учреждениях. Таким образом сохранение конституционного права на бесплатную медицинскую помощь вт государственных и муниципальных учреждениях оказалось под угрозой, для прекращения которой Конгресс рекомендует государству исключить из государственного финансирования частные организации.
К настоящей резолюции прилагается составленный участниками Конгресса «проблемный лист» включающий в себя высказанные вопросы и проблемы, волнующие пациентское сообщество.
Для справки:
В IV Всероссийском Конгрессе пациентов участвовало 362 представителя из 52 регионов России. В работе Конгресса приняли участие представители Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Общественной палаты РФ, Национальной Медицинской Палаты, 42 пациентских организаций из России, США, Канады, Европы, Украины. Работу Конгресса освещали представители более 50 СМИ. Велась постоянная интернет трансляция.