Второй региональный конгресс пациентов Удмуртии «Современный пациент» состоялся в Ижевске 30 мая.
Мероприятие получилось масштабным – в этот день в Дом дружбы народов Ижевска съехались более сотни делегатов из всех районов республики. В числе участников – представители органов власти, пациентских и медицинских сообществ, страховых компаний, бюро МСЭ и других организаций, заинтересованных в развитии современной системы оказания медицинской помощи и внедрении пациент-ориентированной модели здравоохранения.
Несмотря на то, что программа форума была рассчитана на один день, участникам удалось обсудить наиболее острые вопросы – доступность и качество медицинской помощи в республике, гражданский контроль в сфере здравоохранения, обслуживание в системе ОМС, взаимодействие со страховыми компаниями, задачи и проблемы медико-социальной экспертизы, а также потребности современного пациента и новые подходы, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи гражданам.
С приветственным словом к участникам обратилась заместитель руководителя территориального органа Росздравнадзора в Удмуртии Юлия Шевелева, которая поблагодарила рабочую группу общественных советов пациентов за организацию мероприятия и решение насущных проблем пациентов. Министр социальной политики и труда Удмуртской Республики Ольга Лубнина выразила надежду, что взаимодействие некоммерческих организаций, представителей власти и медицинских сообществ будут способствовать активной жизни и повышению благополучия жителей региона.
Председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения по УР Татьяна Глухова, идеолог и организатор проведения конгресса отметила, что зачастую пациентские организации сталкиваются с трудностями в своей работе, которые связаны с пассивностью отдельных структур и сложностями коммуникации в процессе решения проблем пациентов.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв отметил важность объединения пациентского движения в Удмуртии, которое не только помогает пациентам в защите их прав и ведет активную просветительскую работу среди населения, но и стремится решать системные вопросы здравоохранения, вовлекая в эту работу все заинтересованные стороны. «Конгресс пациентов – это уникальная площадка для общественно-государственного диалога в сфере здравоохранения. На пленарных заседаниях, в рамках проводимых круглых столов решаются насущные проблемы пациентов, звучат ответственные заявления по основным направлениям развития системы, вырабатывается общая консолидирующая позиция по злободневным вопросам оказания медицинской помощи. Так уже много лет происходит на мероприятии, которое ежегодно организует Всероссийский союз пациентов, и я рад, что эта работа востребована, масштабируется, и когда-то найденный нами формат коммуникации сегодня находит свое место в региональном календаре событий. Это важно, потому что все субъекты отличаются друг от друга и географически, и демографически, поэтому не всегда федеральные решения являются универсальными, и каждый требует учета именно его характерной специфики», – сказал он.
Повышение доступности и улучшение качества медицинских услуг являются важнейшим фактором увеличения продолжительности жизни, условием обеспечения прав граждан на жизнь и охрану здоровья. В свою очередь, доступность медицинской помощи всех уровней может быть обеспечена при создании единой скоординированной региональной системы здравоохранения и достаточного объема ее финансирования. На пленарном заседании первый заместитель министра здравоохранения Удмуртии Алсу Ишниязова рассказала о том, что уже сделано в республике для улучшения ситуации с доступностью медицинской помощи.
«В Удмуртии с 2017 года реализуется федеральный проект «Бережливая поликлиника». Он направлен на то, чтобы создать в наших медучреждениях комфортные для пациентов и сотрудников условия. В каждой поликлинике мы организуем открытую регистратуру, зону комфортного ожидания, понятную навигацию, разделение потоков пациентов, отдельные отделения для проведения диспансеризации и профилактических осмотров, возможность сдать анализы. Также все наши больницы работают в системе электронной записи и электронного документооборота, внедряются единые стандарты работы. На регулярной основе в медучреждениях проводятся тренинги по темам эффективных коммуникаций, с начала года обучение прошли более 570 сотрудников», – сообщила она.
Коммуникация «врач – пациент» за последние годы стала одной их важнейших концепций современной медицины, которая способствует становлению и развитию пациентоориентированного здравоохранения, а информирование – главным инструментом и ключом в обеспечении необходимого уровня доверия к медицине и, как следствие, повышения ее эффективности.
«Если мы говорим об отношениях врач-пациент, то, в первую очередь, должно быть взаимное уважение. Это основа всего. Оба участника должны быть заинтересованы в одном: чтобы пациент был здоров. Задача врача – помочь, гражданина – быть ответственным за своё здоровье и следовать всем рекомендациям специалиста. У каждой стороны есть вопросы друг к другу. Наша задача – конструктивно их решать», – заключил Юрий Жулёв.
В Конгрессе также приняли участие директор АСП ООО «Капитал МС» - Филиал в Удмуртской Республике Наталья Кирилина, начальник управления защиты прав застрахованных «СОГАЗ-Мед» Павел Терехин, представители ФКУ «ГБ МСЭ по УР» Минтруда России, представители учреждений здравоохранения республики и пациентских общественных организаций.
В рамках конгресса состоялась рабочая встреча руководителей территориального органа Росздравнадзора по УР, совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве УР, общественной комиссии при главном бюро медико-социальной экспертизы УР и Всероссийского союза пациентов с целью объединения усилий для поиска путей решения наиболее острых проблем в здравоохранении.
Конгресс пациентов завершился тренингом для руководителей региональных организаций Всероссийского общества гемофилии.
Пресс-служба Всероссийского союза пациентов pr@patients.ru
05.06.2024