Больницы, поликлиники, детские дома-интернаты освободили от плановых контрольных проверок.
Несмотря на то, что некоторые из этих учреждений относятся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, которые разрешено проверять с определенной периодичностью, контролирующие органы должны будут ограничиться профилактическими визитами.
Мораторий на проверки для большинства организаций сферы здравоохранения в нашей стране действует с марта 2022 года. Весной текущего года он был продлен до 2030 года. По данным Росздравнадзора, тем не менее с проверками по-прежнему могли прийти в 296 медорганизаций по всей стране. Из них 34 клиники относятся к категории чрезвычайно высокого риска и 262 — высокого. Также регулятор назвал наиболее типичные нарушения, которые могут выявляться в ходе такого контроля. Это навязывание платных медуслуг, долгое ожидание медпомощи, необоснованные отказы в лечении, отсутствие информации на стендах клиники, наличие у медика сувенирной продукции от фармкомпаний и рецептурных бланков, где заранее напечатано то или иное лекарство или медицинское изделие (врачу остается лишь вписать ФИО и другие данные пациента).
Несмотря на мораторий, уже к октябрю 2022 года медучреждения получили штрафов за нарушение условий лицензирования на сумму почти в 3 млн руб. Большая часть проверок (60%) касалась случаев смерти пациентов или иного причинения вреда. В 26% случаев проверяющие выявляли невыполнение стандартов оснащения медучреждений.
«Медвестник» проанализировал более 100 судебных решений из правовой системы «Гарант» о привлечении медорганизаций и их руководителей к административной ответственности за нарушения обязательных требований при организации медпомощи. Оказалось, что 67 из них были связаны с проверками больниц в период с февраля 2022 года.
Как же так получилось? Все дело в том, что мораторий касался только Росздравнадзора, Роспотребнадзора, МЧС и других надзорных органов. Но инициативу быстро перехватили прокуроры и сотрудники правоохранительных служб. На их долю пришлось 38,3% проверок больниц, в которых были выявлены нарушения. Причем с марта 2022 года инициаторами контрольных мероприятий в более чем половине случаев становились именно прокуроры.
Остальные проверки все же проводил Росздравнадзор, но о том, на каких основаниях это разрешено делать, расскажу чуть позже.
Абсолютное большинство рассмотренных дел (90%) закончилось для медорганизаций штрафами. Общая сумма взысканий, наложенных судами на клиники, превысила 2,99 млн руб. Из них свыше 2,72 млн руб. (91%) взыскано с государственных и муниципальных больниц. Частные клиники оштрафованы на 267 тыс. руб. Еще в 6,7% случаев суды признали наличие вины в совершении медучреждениями нарушений обязательных требований, но наказывать рублем их не стали, а ограничились устным предупреждением.
Все рассмотренные дела касались нарушений в сфере лицензирования. В 60% проверок допущенные больницами отступления от правил стали причиной смерти или иного вреда пациентам и были квалифицированы как грубые нарушения лицензионных требований. Почти четверть нарушений было связано с невыполнением клиниками стандартов оснащения. Чаще всего недостаток медоборудования выявляли в гинекологических, лор- и реанимационно-анестезиологических отделениях и кабинетах, операционных и хирургических палатах, лабораториях.
Другой распространенной причиной штрафов стало невыполнение порядков оказания медпомощи. В некоторых случаях в больнице отсутствовал необходимый квалифицированный медперсонал, техники по ремонту оборудования.
И вот третьего декабря были опубликованы поправки в Постановление Правительства РФ № 336 от 10.03.2022, благодаря которым в организациях здравоохранения, социального обслуживания и общественного питания детей в 2024 году вместо плановых контрольных проверок будут проводиться профилактические визиты.
Ранее профилактические визиты, в том числе в рамках санитарно-эпидемиологического контроля, разрешалось делать в государственных и муниципальных школах и детских садах. Теперь эта практика распространится на те самые больницы, поликлиники и детские дома-интернаты, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
По общему правилу от профилактического визита организация может отказаться: уведомление с отказом направляется не позднее, чем за три дня до его предполагаемого начала. К тому же по итогам обычного профилактического визита не выдаются предписания, но есть исключение. Однако до 2030 года могут проводиться профилактические визиты, от которых невозможно отказаться, — как раз те, которые выполняются по поручению президента страны, председателя правительства РФ или его заместителя. И если обычный профилактический визит может длиться не более 8 часов, то такой — от 1 до 4 рабочих дней. К тому же если в ходе такого визита выявят нарушения, будет выдано предписание об их устранении. При этом сам факт их выявления не повлечет административной ответственности и уплаты штрафа. По закону о проведении визита учреждение проинформируют не позднее, чем за пять дней до его начала.
Соответствующие декабрьские поправки внесли после того, как в сентябре этого года Минэкономразвития предложило изменить систему контроля за больницами на время моратория на контрольно-надзорные мероприятия. Вместо плановых проверок рекомендовано было ввести профилактические визиты.
Однако такое чрезмерное снижение контроля на ЛПУ нравится далеко не всем. В частности, пациентское сообщество считает, что у Росздравнадзора должно быть больше полномочий для наведения порядка в сфере оказания медицинской и фармацевтической помощи.
“Мы категорически не согласны с существующим положением по полномочиям Росздравнадзора, и мы отразим это в нашей резолюции, — заявил в ходе Всероссийского конгресса пациентов сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. — Мы считаем, что любая тема в сфере здравоохранения связана с угрозой причинения вреда здоровью и жизни граждан и что службе нужно вернуть в полном объеме полномочия по проведению проверок. Ситуация, когда Росздравнадзор может проверять только в случае поступления жалобы гражданина и в случае получения разрешения прокуратуры, нас, как пациентское сообщество, не устраивает”.
По его словам, от такого положения вещей “теряется эффективность работы” регулятора. Он призвал пациентов и пациентские организации активнее использовать свое право направлять обращения.
На практике в случае нарушения прав на бесплатную медпомощь 30% респондентов обращаются в страховые медицинские организации, а 34% пытаются разрешить ситуацию через руководство медицинской организации. В другие инстанции для защиты своих прав пациенты обращаются заметно реже (от 2,7% до 21,5%), показал недавний опрос «Оценка доступности и качества медицинских услуг по полису ОМС в РФ в 2023 году». Его результаты также были представлены на площадке конгресса. При этом о необходимости независимого контроля за оказанием медпомощи в системе ОМС заявили более 72% респондентов.
К слову, регулятор обязан реагировать не только на жалобы граждан, но и на сигналы о нарушениях, опубликованные в СМИ. Вместе с тем эксперты признают, что там, где пациенты пассивны в защите своих прав, проверок меньше.
“К сожалению, на юге страны традиционно больше фактических нарушений, но меньше проверок, — прокомментировала юрист на стороне врачей, партнер компании P&I Legal Алена Барсова. — Во-первых, это связано с тем, что от пациентов в надзорные органы поступает мало претензий. В силу менталитета, темперамента или чего-то еще люди сразу идут ругаться с медицинской организацией, выяснять отношения с врачами и только потом часть из них начинает что-то требовать через ведомства”.
По ее оценкам, в Центральной России и на северо-западе пациенты в первую очередь направляют заявление в Роспотребнадзор или Росздравнадзор.
Проверки проводятся по согласованию с прокуратурой при непосредственной угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, подтвердил в ходе работы конгресса пациентов заместитель начальника Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора Георгий Петроченков.
“Если характеризовать ситуацию в этом году в целом, то мы не видим какого-то отличия от предыдущих лет, — сказал эксперт. — Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, носят в большей степени организационный характер”.
По его данным, в этом году Росздравнадзором проведено более 170 контрольных внеплановых мероприятий в 20 субъектах Российской Федерации. В структуре льготного лекарственного обеспечения самыми часто выявляемыми стали нарушения, связанные с отсутствием выписки рецепта при наличии медицинских показаний, и несвоевременное обеспечение препаратами при обращении пациента в аптеку.
Источник: МЕДАРГО
05.06.2024